Обложка

Мы все глядим в Наполеоны …

2013-12-07 16-23-19_0272Перфекционизм, как это ни странно, можно назвать болезнью культуры нашего времени. Культ успеха, процветания, высоких достижений занимает все больше умы молодежи. Раньше полагали, что эта особенность присуща только западному мировоззрению, но давайте попробуем взглянуть на наши московские школы с их усложненной программой и атмосферой конкуренции среди детей. Часто они успешно помогают учащимся приобрести «комплекс неполноценности» и усвоить «фиктивную цель личного превосходства». Средства массовой информации упорно транслируют стремление к «идеалу и совершенству» — в карьере, внешнем облике и социотехническом превосходстве. Глянцевые журналы пестрят заголовками типа «Избавим от лишнего веса», «Коррекция фигуры за 2 недели», «Идеальные бедра», «Идеальная грудь», «12 шагов к успеху», «Это — твоя машина!» и т.д. Кроме того, многие родители, испытывая чувство тревоги за будущее своих детей в жестком и конкурентном мире, предъявляют к ним чрезмерно высокие требования. Воспитание таких детей напоминает выращивание «выставочных экземпляров», назначение которых- производить фурор своими успехами, достижениями, гарантируя спокойствие и удовлетворение родителям. Это еще одно напоминание о том, что тема актуальна и требует детального рассмотрения.

У многих молодых людей наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления сравнивать себя со сверстниками. В период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакции окружающих, так и отношения представителей другого пола. Актуальным становится сравнение со сверстниками. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызывать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению и даже к хроническим неврозам. Эти симптомы объединяются понятием «комплекс Терсита», под которым подразумевают психопатологические отклонения, особенно снижение самооценки, обусловленные действительнм или мнимым телесным несовершенством.

Юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений, которые различаются в разных культурах. Подростки весьма склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме.

С целью изучения перфекционизма были проведены эмпирические исследования социально-психологических особенностей, которые влияют на течение депрессии в юношеском возрасте. Исследование проводилось на базе НЦПЗ РАМН. Диагнозы больных в каждом случае уточнялись лечащим врачом. Так же для проверки гипотезы о влиянии такого психологического образования, как перфекционизм, на течение депрессии в юношеском возрасте и о том, что источником перфекционизма является социальное окружение испытуемых,  в дополнение к эксперименту изучалось влияние групповой когнитивной психотерапии на депрессивную симптоматику  пациентов. В процессе эксперимента была использована оригинальная рисуночная методика, которая была разработана О.Ю. Казьминой  для изучения социальной сети. Проведение этой методики заключается в следующем: испытуемому предлагается 8 цветных карандашей (соответствующих цветам Люшера) и лист бумаги и дается инструкция: «В Вашей жизни существует определенный
круг людей — дома, на работе, круг приятелей. Нарисуйте, пожалуйста, что-либо, обозначающее этих людей и себя, расположив
других людей от себя на рисунке на таком расстоянии, насколько для вас важны эти отношения с данным человеком, используйте
разные цвета. Соедините тех людей, которые общаются между собой». Затем перед испытуемым раскладываются 8 карандашей,
и он должен составить последовательность этих цветов по предпочтению. После этого следует направленный опрос о каждом и
з членов социальной сети: ролевые отношения к респонденту, пол, возраст, род занятий. Экспериментатор просит дать краткую
характеристику каждому члену сети и себе. Кроме того, осуществляется опрос о социальных контекстах, в которых задействован
респондент (работа, учеба, сфера увлечений и т.д.). Таким образом, мы видим наглядный рисунок того, как испытуемый представ
ляет свою социальную сеть, при этом анализируются следующие параметры: размер, плотность социальной сети, процент
родственников, количество эмоционально значимых, поддерживающих связей (эмоциональная поддержка), количество конфликтных
связей, количество социальных контекстов, количество инструментальных поддержек.
Рассмотрим наиболее существенные параметры:

1. Размер сети — это число тех лиц, о которых сообщил респондент и которых назвал, просматривая список имен.

2. Плотность сети. Плотность измеряется в основном фрагменте сети — «ядра социальной сети», т.е. среди тех лиц, кого особенно выделил респондент и с кем у него наиболее доверительные отношения. Показатель плотности — это число связей между членами этой подвыборки, деленное на число потенциально возможных связей.

3. Показатель числа родственников. Поскольку экспериментатор расспрашивает испытуемого о тех ролевых отношениях, которые складываются у него с каждым из упомянутых лиц, то можно подсчитать процент родственных связей в сети. Обычно сеть характеризуют по этому параметру так: <50% родственников в сети или >50% родственников в сети.

4. Количество инструментальных поддержек. Это те люди, которые помогают в домашних делах, участвуют в обсуждении профессиональных проблем, могут одолжить денег.

5. Количество эмоциональных поддержек. Число лиц, с кем обсуждаются интимные проблемы и чьи советы принимаются.

6. Количество социальных сфер деятельности, в которые вовлечен респондент (ранг социализации). Каждому респонденту присваиваются баллы за участие в различных социальных видах деятельности — женитьба, совместное проживание с кем-либо, работа, учеба, регулярное посещение церкви или других организаций.

7. Количество друзей. Пространственно-графико-цветовые параметры рисунка.

Проведенное исследование позволило нам увидеть структуру перфекционизма как сложного психологического образования, которое оказывает влияние на течение депрессии. Из-за высоких стандартов деятельности, которые присущи больным депрессией, происходит оскудение социальных связей, и появляется вероятность их разрыва, круг интересов ограничивается семьей.

Медикаментозное лечение лишь снимает депрессивную симптоматику, а преморбитные особенности личности естественно scan 1не затрагиваются. Только подход, сочетающий когнитивную психотерапию, перестраивающую отношение человека к миру и себе на реальных основаниях, и психофармакотерапия позволяет добиться длительной ремиссии (выздоровления) этих пациентов. Работа пациента над созданием собственного психологического портрета позволяет снизить риск его ухода в депрессивные состояния.